26-28 января в Харькове состоится семинар Поляковой М.А. Коррекция дисграфии и дислексии, а также обучение беглому осмысленному чтению и письму синтетико-аналитическим, фонемно-буквенным методом «нара-щивания слов» (с учетом ФГОС). Особенности работы со старшеклассниками и взрослыми

Опубликовано:

Семинар для логопедов, дефектологов, учителей начальной школы, и возможно, заинтересо-ванных родителей, ориентирующихся в филологии.
Логопеды, работающие с дошколятами! Этот семинар и для вас, он касается и обучения дошкольников, с предупреждением у них дислексий и дисграфий. Это удобно совмещать с постановкой звуков. Это новая для вас область приложения сил (особенно в частной практике).
Продолжительность курса 21 час (28 аудиторских), рассчитан на три дня.
Я заинтересовалась письменной речью, когда у меня появились старшеклассники и студенты… не умеющие читать. Потянулась и малышня с дислексиями и дисграфиями, все более запутанными и нелогичными. И я поняла, что работать с ними «по старинке» (находить дефекты и их причины и устранять то и другое) больше нельзя. Ошибки зачастую касаются азов чтения и письма, а потому корректировать их надо, обучая ребенка с нуля, – тогда можно увидеть все его трудности и выправить их пошагово, «по мере поступления».
Постепенно я поняла, что за дислексию и дисграфию «отвечают» три блока причин: нарушение оптико-пространственного гнозиса, кинетические и кинестетические трудности и школьный (уже дошкольный) фонематический метод (за последним приоритет). Логопеды и учителя со стажем, думаю, еще помнят, что метод этот начал внедряться с приходом девяностых годов прошлого века, и параллельно с ним «внедрялись» дислексии и дисграфии. Увы… впереди, и очень скоро, нас ждут времена «нового варварства», когда письменная речь станет достоянием немногих (и пора бы кричать: «SOS!»).
Я называю свою систему «Методом наращивания слов», что отражает один из основных принципов работы (но не единственный): я начинаю со слов с минимальным количеством букв (две-три) и наращиваю буквы по одной. Метод не является разновидностью «глобального» чтения (целыми словами без знания букв). Я опираюсь на четкое знание детьми букв и умение соединять их в различные сочетания. При таком подходе ребенок видит и прочитывает все слова целиком, слитно, без ошибок. Слова удлиняются постепенно, а вместе наращивается и способность ребенка схватывать «одним взглядом» всё больший объем букв. У него складываются зрительные образы слов и морфем, благодаря которым опытные чтецы читают целыми словами и словосочетаниями (разбирая по буквам лишь незнакомые слова). Буквенные образы слов возникают у детей очень быстро, конечно, при систематических занятиях.
При письме буквы в словах тоже наращиваются по одной, и у детей автоматизируются способы их соединений. Вместе с длиной слов увеличивается и «разбег» руки ребенка – целостное слитное движение, которым он выписывает всё больший фрагмент – формируются моторные образы слов и морфем, благодаря которым опытный писец пишет, не раздумывая над буквами (выписывая так лишь незнакомые слова).
Почти с самого начала обучения письму (или коррекции дисграфии) я даю орфографию, морфологию и синтаксис русского языка (примерно в объеме первого-второго классов школы). Задания прекрасно подходят для коррекции дизорфографии.
Метод отличается от школьного. Материал подается в ином порядке, с иными акцентами и гораздо подробней. Введены темы, отсутствующие в современном курсе. Убраны или существенно перефразированы темы, которые, по моему мнению, делают школьное обучение неэффективным. Тем не менее, программа не противоречит новому ФГОС, допускающему разнообразие методов.
Школьные программы именуются фонематическими, поскольку считается, что они опираются на выделение в словах фонем (так ли это, мы рассмотрим на семинаре). Мой метод относится к фонематическим, так как базируется именно на выявлении фонем – чутье на фонемы – основа грамотности. Однако я делаю это иначе, чем в школе. Чтобы отличить свой метод от традиционных фонематических, я называю его «фонемным» (это синонимы). Впрочем, мой метод не так уж и нов. Во многом это попытка возврата на новом витке и с новыми детьми к системе обучения советского и раннего послесоветского периодов, которая на протяжении долгих лет неизменно доказывала свою эффективность. Наши соотечественники слыли самыми читающими людьми в мире, а дислексиков и дисграфиков в помине не было, кроме редких случаев действительной патологии. Я опираюсь также на некоторые замечательные идеи А.М. Кушнира.
Этот семинар серьезный (без «песен и плясок», как мои прочие), увы… такова тема. Однако пусть это вас не пугает. Метод подходит и для обучения дошкольников. Материал курса обширен, поэтому конкретные пошаговые задания с большими подборками слов к каждой теме прилагаются в электронном виде.
Дополнительно рекомендую мое пособие «Обучение беглому чтению» с «Альбомом для чтения» – своеобразным букварем-тренажером (около 23000 слов!) для выработки и автоматизации навыков чтения. А также авторские сказки для совместного чтения взрос-лых с детьми, предназначенные для закрепления у детей навыков чтения слов определен-ных структур («Кто такой ХО? Кто такой РЫ?», «Приключения Лоли», «Игра в слова. Сказка-букварь»). Рекомендую пособие Е.А. Дворянской «Путешествие в Грамматическое королевство. Сказки о словах и предложениях»: просто читайте детям эти сказки и они сходу, без объяснений, поймут – что такое предложение, существительное, глагол, прила-гательное, антонимы и проч.
Содержание.
Введение.
1. Как на самом деле должны читать и писать дети, и почему они этого не делают? (кто виноват?).
2. Способности, отвечающие за письменную речь. Влияние их недостатков на освое-ние чтения и письма (ищем виноватых, уфф…).
3. Роль фонематического анализа в формировании нарушений (уфф.. вот он винов-ник!).
3.2. Проблема первая. Как соотносятся звуковой и буквенный образы слов? (фо-нематическим ли «раскладом» мы говорим в обычной речи. А может ли ребенок «переве-сти» слова, произносимые им естественно, в «фонематически правильные»?).
3.3. Проблема вторая. Что такое фонема?
4. Этапы становления чтения и письма. Определение уровня владения этими навы-ками. Выявление нарушений.
Чтение. Первый этап. Подготовительный.
Дислексические проблемы. Обучение чтению и коррекция дислексических трудностей.
1. Ориентирование на листе (дети не знают, что такое «выше» и «ниже», «перед» и «за»…).
2. Освоение букв глазами.
3. Соотнесение букв со звуками (не учите названий букв, пока ребенок не запомнит их начертаний глазами, а то нечего будет соотносить).
4. Формирование беглости взгляда.
5. Устранение психологического дискомфорта (дислексик до ужаса боится читать!).
Письмо. Первый этап. Подготовительный.
Дисграфические проблемы. Обучение письму и коррекция дисграфических трудностей.
1. Подготовка руки ребенка к письму (бедняга не умеет застегнуть пуговицу…).
2. Двигательное ориентирование на странице рукой (…он все еще не может застег-нуть пуговицу!).
3. Формирование начальных письменных навыков (мы научим его застегивать пуго-вицы!!!).
4. Знакомство с элементами рукописных букв.
5. Развитие беглости руки (ох! как бегло он застегивает пуговицы!).
6. Освоение начертаний букв.
7. Различение схожих букв (на глаз и двигательное).
Чтение. Второй этап. Освоение базовых навыков.
Дислексические проблемы. Обучение чтению и коррекция дислексических трудностей (читаем лишь твердые согласные в сочетании с гласными А, О, Ы, У – без йотированных, мягкого знака и букв И и Й).
1. Постановка чтения открытых слогов. Этюды.
1.1. Способ первый (простой).
1.2. Способ второй (тоже простой, но хлопотный).
1.3. Способ третий (если не сработали простые).
1.4. Закрепление чтения слогов.
2. Чтение трехбуквенных односложных слов.
3. Чтение односложных слов со стечением согласных на конце.
4. Чтение односложных слов со стечением согласных в начале.
5. Освоение строчных букв (до этого были только большие).
6. Чтение слов из двух открытых слогов (не учите читать по слогам!). Расстановка ударений.
7. Чтение предложений (никогда не читайте: мама мыла раму, когда-то это было можно, теперь нельзя).
Письмо. Второй этап. Освоение базовых навыков.
Дисграфические проблемы. Обучение письму и коррекция дисграфических трудностей (пишем лишь твердые согласные в сочетании с гласными А, О, Ы, У – без йотированных, мягкого знака и букв И и Й).
1. Артикулемный разбор гласных и согласных звуков (как они произносятся). Пись-мо букв под свою диктовку.
1.1. «Закладка» моторных образов букв (письмо в воображении).
2. Формирование навыка диктовать себе открытые слоги. Освоение их слитных начертаний.
2.2. Различение схожих слогов. Закрепление письма слогов (пишем только осмысленные слоги-слова: да, на и проч.).
3. Закрытые слоги (не давайте их прежде открытых!).
4. Трехбуквенные односложные слова.
5. Письмо сочетаний двух согласных букв.
6. Односложные слова, оканчивающиеся или начинающиеся двумя согласными.
7. Согласные звонкие и глухие. Их смыслоразличительная роль в словах. Оглушение звонких согласных на конце слов (правила грамматики даем по мере появления кратчай-ших слов, на базе которых они могут быть освоены – так доходчивей).
7.1. Коррекция смешений глухих и звонких согласных (секретная программа, прошу хранить тайну).
8. Слова из двух открытых слогов. Единственное и множественное число существи-тельных. Выделение корней и окончаний (дети сейчас не распознают корней в словах – а это «основа» всяческой безграмотности, в просторечьи именуемой дизорфографией).
8.1. Нулевое окончание (клянусь, дети это поймут).
8.2. Части слова. Понятие о них как имеющих смысл (тоже поймут).
9. Автоматизация в двусложных словах начальных сочетаний сг+гл.
10. Родственные и похожие на них слова (с одинаковыми фрагментами, которые можно принять за общий корень).
11. Ударение. Его смысловая роль. Смыслоразличительная роль корневых гласных: а и безударной редуцированной о.
12. Коррекция пропусков гласных букв (тсс… опять прошу блюсти тайну).
13. Заглавные буквы. Имена собственные. Предложение и набор слов.
Чтение. Третий этап. Освоение беглого чтения.
Обучение чтению и коррекция дислексических трудностей (по-прежнему читаем лишь твердые согласные в сочетании с гласными А, О, Ы, У – без йотированных, мягкого знака и Й, букву И берем только в позициях, когда она не дает смягчения согласных).
1. Буква И (до этого времени ее не проходим).
2. Чтение односложных слов со стечением согласных и в начале и в конце.
3. Чтение слов из открытого и закрытого слогов.
4. Чтение трехсложных слов из открытых слогов.
5. Чтение слов из закрытого и открытого слогов (в том числе со сдвоенными согласными).
6. Чтение трехсложных слов с закрытым слогом на конце.
7. Чтение слов из четырех открытых слогов.
8. Чтение сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (надуем детей! они, наивные, примут эти сочетания «с чистым сердцем», поскольку еще не читали слоги с буквой И, когда та смягчает согласные, и не знают йотированных гласных).
9. Чтение слов из двух закрытых слогов.
10. Автоматизация чтения стечений согласных букв в начале слов.
11. Чтение трудных по составу слов.
12. Закрепление навыков беглого чтения.
13. Чтение предложений.
Письмо. Третий этап. Освоение беглого грамотного письма.
Обучение письму и коррекция дисграфических трудностей (по-прежнему пишем лишь твердые согласные в сочетании с гласными А, О, Ы, У – без йотированных, мягкого знака и Й, букву И берем только в позициях, когда она не дает смягчения согласных).
1. Буквы и и э в начале слов и после гласных. Сочетания жи-ши.
2. Слова из открытого и закрытого слогов. Выделение в них корня.
2.1. Письмо корневых сочетаний -оро-, -оло- (в современный школьный курс это не входит, а это неимоверное количество слов!).
3. Автоматизация в словах начальных сочетаний двух согласных букв с гласной.
4. Предлоги (их надо пройти до слов с приставками, чтобы дети восприняли их как самостоятельные слова и писали раздельно).
5. Слова из закрытого и открытого слогов. Их перенос. Письмо оглушенных согласных в стечениях согласных букв.
6. Слова с буквами ч и щ и сочетаниями ча-ща, чу-щу.
7. Слова из открытого и закрытого слогов со стечением согласных в начале.
8. Слова из двух закрытых слогов.
9. Слова из трех открытых слогов.
9.1. Перенос слов без стечений согласных в середине.
10. Имена существительные (пройдем их так, чтобы дети опознавали их больше по смыслу самих слов, нежели по вопросу – подобным образом будем проходить и прочие части речи).
10.1. Существительные одушевленные и неодушевленные. Правописание вопросительного местоимения что?
11. Беглые гласные корня.
12. Слова из двух открытых и одного закрытого слога (конечного).
12.1. Суффикс –ок. Суффикс как часть слова. Его смысловая роль.
13. Род имен существительных. Местоимения он, она, оно они. Существительные, имеющие лишь множественное число, и собирательные.
14. Сложные слова с двумя корнями. Соединительная гласная –о-.
15. Слова с тремя согласными подряд. Автоматизация подобных сочетаний.
16. Чередование в словах последнего согласного корня.
17. Предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные.
18. Глаголы.
18.1 Выделение в глаголах корней и окончаний. Смысловая роль окончаний. Чередование в родственных именах существительных и глаголах конечных согласных корня.
18.2. Настоящее и прошедшее время глаголов.
18.3 Род глаголов прошедшего времени. Смыслоразличительная роль окончаний мужского рода (нулевого), женского (-а) и среднего (-о).
19. Слова с несколькими стечениями согласных, со сдвоенными и многосложные.
20. Письмо сочетаний –чн-, -чк- (дети ни за что не напишут здесь мягкий знак! они его еще не прошли). Наречия. Суффикс наречий –о.
21. Существительные, глаголы, местоимения и наречия как части речи. Смысл разных частей речи (одна из самых сложных школьных тем в «два прихлопа»).
22. Письмо текстов и их оформление. Заголовок. Абзац.
Чтение. Четвертый этап. Освоение сложных языковых конструкций.
Дислексические проблемы. Обучение чтению и коррекция дислексических трудностей (подбираемся к йотированным и букве Й).
1. Чтение мягких согласных с буквой И.
Стоимость семинара 3200 грн.
Запись по тел. 098 548 95 77 Карабина Зинаида Николаевна